В этом уроке мы рассмотрим оригинальную технику съемки неподвижных объектов, которая называется «Световая кисть». Как правило, эту технику применяют при съемке натюрмортов, чтобы обогатить сюжет необычным освещением, которое невозможно выполнить другим способом. Кроме предметной съемки, технику световой кисти используют, правда значительно реже, например, для съемки интерьеров, но в качестве освещения используют другие приборы, нежели тот, о чем пойдет речь в этой статье.
В качестве наглядного примера мы рассмотрим процесс создания натюрморта на кофейную тему. Предлагаю вам проявить фантазию и самостоятельно подобрать предметы для вашей композиции.
Процесс съемки в технике световой кисти условно можно разделить на три этапа: подготовка, съемка и обработка.
Этап первый. Подготовка.
Итак, для съемки, кроме композиции, нам понадобится нейтральный фон, темное помещение и некоторый набор инструментов.
Как вы уже, наверное, догадались, ключевой момент в съемке световой кистью является непосредственно сама световая кисть или, как еще говорят, световое перо. Проще говоря, специальный фонарик. Они существуют в фабричном исполнении, но довольно редки и недешевы. Но такая мелочь, никогда не остановит вдохновленного фотолюбителя. Световую кисть можно довольно быстро изготовить своими руками в домашних условиях из обычного и насадки, задача которой преобразовать широкоугольный свет фонарика в узкий луч. Вариантов изготовления насадки в сети великое множество. Я предпочел использовать черный картон из детского набора для поделок.
Как это делается? Сворачиваем картон в узкую конусную трубочку. Диаметр одного ее конца делаем соответствующим наружному диаметру передней части фонарика, а противоположный скручиваем диаметром примерно в 1 см. Чтобы картон не раскручивался обратно, скрепляем трубочку бумажным или другим скотчем. Бумажным скотч менее липкий и легко отклеивается, если что-то пошло не так, но при этом держит достаточно крепко. Для лучшего отражения света внутри конуса неплохо выполнить внутреннюю поверхность из отражающего материала, например пищевой фольги, скрутив ее одновременно с картоном. Я же использовал фольгированную бумагу, изготовив из нее точно такой второй конус, который вставил внутрь первого. Теперь необходимо надежно, чтобы она случайно не слетала, закрепить полученную насадку на фонарик. Лучше примотать ее скотчем или, например, черной изолентой. Обратите внимание, чтобы при включении фонарика свет ни откуда не пробивался наружу. Это может привести к засветам во время съемки.
Пример разницы светового луча фонарика и фонарика с готовой насадкой.
Наша световая кисть готова! Пора приступать к съемке.
Этап второй. Съемка.
Все приготовления сделаны, сцена подготовлена. Прежде чем установить камеру на штатив, сделайте несколько кадров с разных ракурсов, чтобы выбрать наиболее удачный, а уже потом надежно зафиксируйте камеру. Малейшие сдвиги фотоаппарата могут испортить вам всю работу. Следует сказать несколько слов о подготовке самой камеры к съемке. Есть несколько вариантов съемки: съемка с длительной выдержкой и пошаговой подсветкой всех ключевых зон сцены в течение одной экспозиции, покадровая съемка с подсветкой отдельных элементов в отдельных кадрах. Остановимся на втором способе. Во-первых, он позволяет быстро переснять кадр с неудачным взмахом нашей кисти, во-вторых дает возможность в перерывах между кадрами выйти на свет, чтобы передохнуть и продумать дальнейшие действия, а в-третьих, вы сможете внести некоторые корректировки при последующей обработке отснятого материала, но об этом позже.
Переведите камеру в ручной режим, в том числе и автофокус. Установите значение ISO – 100, чтобы минимизировать шум, а значение выдержки - 15 секунд. Подойдет и более короткое время, но лучше оставить небольшой запас. Диафрагму в зависимости от используемого объектива подберите самостоятельно. Следует помнить, что значение диафрагмы влияет на величину ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Проще говоря, если вы хотите чтобы часть объекта была резкой, а часть выходила из фокуса, устанавливайте меньшее значение диафрагмы и наоборот. Сцены с натюрмортами воспринимаются лучше, если вся композиция находится в фокусе. Также необходимо установить в камере ручной баланс белого, поскольку свет фонарика с лампой накаливания придаст фотографии излишнюю желтизну. Я использовал светодиодный фонарик и в качестве эксперимента для баланса белого установил режим вспышки. Результат меня устроил.
Перед тем как погасить свет подготовьте дистанционный пульт и заранее продумайте, какие участки композиции вы хотите подсветить. Последовательность в нашем случае не столь важна. Главное, не упустить важных деталей и избежать провалов в тенях.
Итак, гасим свет так, чтобы в кадре единственным источником света была наша световая кисть, и нажимаем на кнопку спуска на пульте ДУ. В зависимости от желаемого результата взмахи световой кисти могут различаться. Это могут быть продольные взмахи, круговые движения или точечные мазки.
Подсвечиваем правую часть кофемолки и свиток слева.
Освещаем центр композиции и делаем акцент на плитках шоколада.
Подсвечиваем ящичек и выделяем непосредственно его внутренности.
Освещаем кофейные зерна в кофемолке и подчеркиваем деревянную ручку.
Лучше снимать не в полной темноте, а оставить какой-нибудь тусклый источник света или, например, оставить приоткрытой дверь в помещение. Это даст вам возможность видеть композицию, а не махать световой кистью в полной темноте в поисках объекта съемки. Важно чтобы свет не попадал в объектив. Иначе на снимке будут засвеченные области. Можно воспользоваться и таким способом: сначала включаем фонарик, направляем его луч на объект и нажимает на кнопку затвора. Время подсветки фонариком отдельной точки примерно 3 секунды. Следует отметить, что более темные объекты требуют более длительной подсветки. Например, кофемолка в данном случае подсвечивалась 5-6 секунд.
Прорабатывая светом элементы композиции, не забудьте подсветить и фон, на котором она расположена, чтобы избежать эффекта возникновения вашего натюрморта из полной темноты, за исключением случаев, когда вы сознательно хотите этого добиться.
Когда, наконец, все кадры отсняты, перейдем непосредственно к обработке.
Этап третий. Обработка.
Для обработки отснятого материала нам понадобится Фотошоп. Особых познаний в мастерстве владения этим программным продуктом не потребуется. Все что нужно, это загрузить все получившиеся фотографии в один файл таким образом, чтобы каждый снимок был отдельным слоем. Теперь выбираем в свойствах слоя режим «Lighten» (Осветление). В результате мы получим вот такую картинку.
При необходимости можно подкорректировать яркость отдельных слоев, чтобы компенсировать недостаточную освещенность или наоборот, убрать пересвет отдельных элементов. По завершении можно добавить художественный эффект по вашему усмотрению. У меня получился вот такой результат:
Экспериментируйте! И удачных вам снимков!
Оставайтесь на связи!