Однажды взяв в руки фотоаппарат, пожалуй, любой человек, стремящийся к саморазвитию, приходит к размышлениям, почему снимки опытных фотографов гораздо интереснее и привлекательней для восприятия. Конечно, очень важна обработка снимка после того как он сделан, но первоосновой всего является правильная композиция или, иными словами, гармоничное взаимное расположение объектов в кадре. В свое время Микеланджело произнес: «Я беру камень и отсекаю все лишнее». Применительно к фотографии его слова подходят как нельзя лучше: необходимо выделить объект съемки, сконцентрироваться на нем и убрать из кадра все лишнее. Каких-то четких инструкций и шаблонов на этот счет не существует. Начинающий фотограф сам должен почувствовать эти тонкие ниточки, связывающие картинку в единое целое. Но несколько советов, конечно же, есть.
1. Правильный ракурс.
Держите камеру на уровне снимаемого объекта. Распространенная ошибка – съемка, например, детей с высоты роста взрослого человека. В итоге мы получаем снимки большеголовых деток с коротенькими тельцами или спины собачек и кошечек. Не ленитесь, присядьте до уровня груди ребенка или вовсе сядьте на корточки. Кроме того, съемка с низкой точки меняет привычное сопоставление предметов по высоте и длине. Например, снимая прыжок человека с низкой точки, можно зрительно увеличить его высоту и динамику, а при съемке здания – его монументальность.
Пример искривления предметов при съемке с низкой точки на примере здания. Прямоугольное строение приобрело форму трапеции.
Старайтесь заполнить пространство снимка снимаемым объектом, чтобы ничто лишнее не отвлекало взгляд зрителя. Но не стоит забывать, что у многих фотоаппаратов, особенно у «мыльниц» наименьшее расстояние фокусировки может достигать 2,5 метров. В противном случае камера не сможет правильно сфокусироваться и вы получите размытый снимок.
Также следует помнить о том, что многие объективы искажают пространство в виде вогнутой или выпуклой линзы – «бочки». Замечали ли вы, когда снимали, например, море, то линия горизонта на снимке получается изогнутой, а на некоторых групповых фото лица людей по мере того как они ближе к краю кадра становятся все более растянутыми. Этот эффект называется дисторсия. Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем сильнее этот эффект. Особенно дисторсия сильна у широкоугольных объективов. Не стоит снимать людей такими объективами, если, конечно, вы сознательно не хотите получить искаженный подобным способом снимок.
Пример дисторсии объектива. Объекты, расположенные ближе к краям снимка вытягиваются, принимая неестественную форму.
Говоря о ракурсе, не имеет значения, что именно перемещается, - объект съемки или фотограф. В любом случае, изменяется расположение камеры относительно объекта, что и позволяет скомпоновать кадр и, главное, выбрать нужный момент для нажатия кнопки. Очень важно отойти от документального запечатления окружающего, типа: «Я на рыбалке; Моя жена на фоне памятника…; Моя собака…». При таком подходе фотосъемка опускается до уровня обычной фиксации на память. Необходимо осознанно подходить к моменту съемки. Не лениться, а перемещаться относительно объекта вправо, влево, ближе дальше, обойти, если это возможно, вокруг объекта в поисках идеальной точки съемки.
2. Задний план.
При выборе объекта съемки ни в коем случае не пренебрегайте задним планом или фоном, на котором объект расположен. Фон не должен содержать ярких элементов, отвлекающих от основного объекта съемки. Перед тем как взглянуть в объектив внимательно осмотрите место вокруг объекта. Зачастую в кадре оказывается множество посторонних предметов, таких как сумки, мусор, люди в ярких одеждах и прочее, отвлекающие взгляд от объекта съемки. Если вы снимаете людей на фоне растительности, следите, чтобы ветви деревьев не вырастали чудесным образом из головы ваших моделей. То же правило необходимо соблюдать и в других местах.
Важное значение имеет контраст между объектом и фоном. Например, человек в зеленой одежде на фоне зеленой листвы не только не будет смотреться, а наоборот, потеряется и снимок получится плоским и невыразительным. Для придания выразительности снимку хорошо помогает эффект «боке» – оптическое размытие пространства, оказавшегося не в фокусе. Степень размытия зависит от нескольких факторов: расстояния между объектом и задним планом; значения диафрагмы; фокусного расстояния объектива. Другими словами, чем дальше задний план от объекта съемки, тем сильнее боке, чем больше открыта диафрагма, тем сильнее боке, чем больше фокусное расстояние объектива, тем сильнее боке.
Пример боке. Фокусное растояние 85 mm, диафрагма f/5,6
3. Кадрирование и положение камеры
Очень распространенная ошибка начинающих фотографов – неправильное кадрирование. Во множестве встречаются фотографии людей с обрезанными ногами, руками, даже частью головы. Большинство новичков пользуется видоискателем фотоаппарата как прицелом – старается поместить лицо снимаемого человека ровно в центр снимка, из-за чего тот, чаще всего, либо не влезает в кадр, либо получается через чур мелко. Возьмите за правило, прежде чем дожать кнопку затвора на камере, обойти взглядом границы кадра, чтобы удостовериться все ли влезло.
Для правильной композиции кадра вам поможет знание правила третей.
При компоновке кадра, также, следует обращать внимание на то, как вы держите камеру. Начинающий фотограф зачастую не обращает внимания на этот момент, а зря. Если камеру во время съемки немного наклонить вправо или влево, что человеческий глаз не заметит такого изменения, что вполне естественно: объект съемки не изменит своего положения относительно фотографа. Но вот на готовом снимке такой поворот приведет к тому, что горизонт будет завален, а вертикальные объекты, такие как, например, здания или столбы будут расположены также под наклоном, что, несомненно, испортит общее впечатление о снимке. Конечно, этот дефект без проблем можно устранить практически в любом графическом редакторе, но это может привести к потере важной информации по краям снимка.
Пример неправильного положения камеры во время съемки. При попытке исправить завал горизонта отсечется купол храма с левого края снимка.
При съемке в плохо освещенных местах, вечером или даже ночью возникает риск получить смазанный снимок. И дело тут вовсе не в плохой резкости. Чем меньше света, тем больше времени требуется камере для того, чтобы запечатлеть детали снимка. Съемка в условиях недостаточного освещения во много схожа с прицельной стрельбой из оружия. Если выдержка меньше 1/100 секунды снимать следует в устойчивой позиции, локти должны быть прижаты к туловищу, в момент съемки задержите дыхание и плавно без рывков нажмите на кнопку. Для обретения устойчивости хорошо помогают стены, на которые можно опереться, предметы мебели, на которые можно поставить локти и так далее. В таких случаях очень удобно иметь под рукой монопод – упрощенный вариант штатива. У него всего одна телескопическая нога и времени на его установку практически не требуется. Кроме того, монопод значительно легче трипода (штатива).
Пример "шевеленки". Все объекты на снимке немного смазаны.
Если значение выдержки 1/30 и менее и в камере нет встроенного стабилизатора изображения, следует воспользоваться уже штативом, а если его нет, то любыми другими устойчивыми подручными предметами. Но даже и в этом случае риск получить «шевеленку» остается, – в момент нажатия на кнопку затвора. Поэтому в таких случаях снимайте с задержкой спуска. Эта функция есть во всех фотоаппаратах. А еще лучше запаситесь дистанционным пультом, он поможет вам не упустить нужный момент для съемки.
Если же обстоятельства фотосъемки не позволяют использовать штатив или вспомогательные предметы (или их просто нет), есть еще один способ снизить риск появления «шевеленки»: поднятие параметра ISO, отвечающего за светочуствительность. В большинстве современных камер имеется возможность ручной регулировки ISO. Но следует помнить, что чем выше значение этого параметра, тем выше «шум» (зернистость) изображения, что влияет на качество картинки. Поэтому пользоваться этой функцией необходимо разумно и выставлять минимально необходимое значение для конкретных условий съемки.
В следующем уроке рассмотрим тонкости композиции.
Оставайтесь на связи!
Урок 1. Просто о фотографии. Правило третей.
Источник: http://neshitoff.livejournal.com/14159.html |