Доводилось ли вам испытывать от созерцания какой-либо фотографии, что изображение словно притягивает взгляд. Или же наоборот, вроде бы неплохая фотография, интересный сюжет, но ощущение от просмотра никакое. В большинстве случаев причина кроется в правильной композиции кадра. Пожалуй, одним из главных правил композиции является постулаты древнего учения о «Золотом сечении». Содержание самого учения я приводить не стану, оно довольно скучно и относится в первую очередь к сфере архитектуры. Но вот о его упрощенном варианте – «Правиле третей», – рассказать стоит.
Правило третей основано на особенностях восприятия человеческого глаза, что делает его дополнительным инструментом для достижения привлекательности предметов изобразительного искусства, таких как живопись и, разумеется, фотография. Вопреки всеобщему мнению, снимаемый объект НЕ следует располагать строго в центре кадра. Где же его разместить?
Мысленно представьте линии, разделяющие кадр на три части по горизонтали и три части по вертикали. Места пересечения этих линий называются фокальными точками. Именно на них концентрируется в первую очередь взгляд зрителя. Поэтому фокальные точки являются идеальным местом для расположения снимаемого объекта или объектов. Например, если вы снимаете крупным планом портрет человека, то расположить камеру следует так, что бы в фокальной точке оказался хотя бы один его глаз.
У большинства современных цифровых камер есть возможность отображать вспомогательную сетку либо в видоискателе, либо на мониторе камеры. Если такой функции нет, в качестве ориентировки удобно использовать точки фокусировки, которые отображаются практически у всех зеркальных и не только фотоаппаратов.
Не менее важными являются и сами линии. Так, например, горизонтальные линии являются идеальным местом для проведения по ним линии горизонта в кадре. В зависимости от необходимости это может быть как верхняя линия, так и нижняя. Например, если вы хотите сделать акцент на выразительном небе, тогда горизонт следует расположить по нижней горизонтальной линии, и, наоборот, при съемке наземных объектов линию горизонта следует провести по верхней трети кадра.
Людей, здания, машины и прочие объекты располагайте на горизонтальных линиях. Например, снимая смотрящего в правую от вас сторону человека, расположите камеру так, чтобы снимаемый объект находился на левой линии, а две трети кадра справа были отведены в качестве пространства для его взгляда. К такому же методу стоит прибегать при съемке движущихся объектов. Всегда оставляйте пространство впереди такого объекта. Помните, что снимок будет смотреться выигрышнее, если на нем запечатлен объект, который входит в кадр, а не выходит из него.
Если объектов в кадре несколько, то их желательно разнести по противоположным фокальным точкам. Например, снимая плывущую по морю яхту, кадр лучше скомпоновать таким образом, чтобы сама яхта была в одной фокальной точке, а солнце в точке, противоположной по диагонали. Благодаря этому снимок будет выглядеть уравновешенным.
Теперь, когда вы знаете секрет третей, обратите внимание на работы известных фотографов для получения более наглядных примеров. Кстати, это правило отлично работает и при съемке видео. Третями много лет пользуются режиссеры и операторы при съемке кинофильмов.
Разумеется, не нужно слепо следовать описанным правилам и пытаться ловить кадр с точностью до миллиметра. В любых правилах есть исключения. Но нарушая правило третей, вы должны делать это осознанно и четко понимать, для чего вы это делаете и чего хотите этим добиться. Яркий пример такого нарушения – съемка пейзажей с отражением в воде. Снимок только выиграет, если линия разделяющая объект и его отражение пройдет строго посередине кадра, подчеркивая его симметричность.
Источник: http://neshitoff.livejournal.com/13455.html |