«Айя-София — здесь остановиться Судил Господь
народам и царям!» Осип Мандельштам, 1912 год.
Вряд ли где-нибудь на Земле есть еще место, где так тесно
переплелись исторические коллизии Христианства и Ислама. Почти тысячу лет
Святая София была христианским храмом, главным оплотом Православия и еще почти
пять веков служила мусульманской святыней. По приданию, колонны, установленные в
базилике, принадлежали раньше святилищам Артемиды в Эфесе (одно из 7 чудес света
античности), и Гелиоса в Риме. По другой версии – это колонны храма Аполлона в
Баальбеке. Величественное здание под огромным куполом располагалось в центре
Константинополя, рядом с дворцом византийского императора. В наши дни Айя София
– это район Султанахмет, исторический центр Стамбула. В 1935 году главный
реформатор и преобразователь Турции, «отец турецкого народа» Мустафа Кемаль
Ататюрк, своим декретом изменил статус Святой Софии, сделав ее музеем. С 2006
года в храме возобновлены мусульманские богослужения и отправление обрядов.
Однако до сих пор София Константинопольская стоит в одном ряду с величайшими
христианскими музеями – соборами Св. Петра в Ватикане и Св. Павла в Лондоне,
построенными чуть не на 1000 лет позже.
История строительства
Святая София возведена на месте, издавна выбранном
константинопольцами для постройки храмов. Еще в 360 году н.э. здесь стояла
"Мегало Еклесия", что означает "Большая церковь", погибшая при пожаре 20 июня
404 года. На сохранившемся деревянном фундаменте этого сооружения архитектор и
зодчий Руффиос строит новое здание, полностью разрушенное во время мятежа 532
года. Усмиривший бунт император Феодосий II, в честь своей победы, постановил
воссоздать на месте уничтоженного храма новое святилище, ни с чем несравнимое по
красоте архитектуры и роскоши отделки. Но ему так и не удалось выполнить
задуманное. Храм Феодосия постигла участь предыдущих строений – он сгорел при
пожаре.
Базилика, дошедшая до наших дней, появилась на свет в годы
правления императора Юстиниана. Для ее строительства были приглашены известные
зодчие Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Существует легенда, что проект
возводимого храма начертал Ангел и явил его императору во сне. Помимо Исидора и
Анфимия в проектировке участвовали сто других архитекторов, они постоянно
находились на стройплощадке, координируя усилия 10000 рабочих, ежедневно
трудившихся под их началом. К простым рабочим нередко, презрев послеобеденный
отдых, присоединялся и сам монарх. По свидетельству некоторых историков, он
проводил долгие часы под палящим солнцем, облачившись в простое платье, и с виду
ничем не отличался от других строителей храма.
Работы по возведению храма велись
крупномасштабные. Юстиниана не жалел сил и средств, вкладывая практически все
доходы империи в строительство. Золото, серебро, слоновая кость и дорогие породы
камня были употреблены для её украшения в огромном количестве; со всех концов
империи свозились колонны и глыбы редкого мрамора. Строительство обошлось
имперской казне в три годовых бюджета. По легенде, оглядев результаты работ,
Юстиниан якобы воскликнул: «Соломон, я превзошёл тебя!», имея в виду легендарный
Храм Соломона в Иерусалиме, к общим чертам которого более всего восходит Святая
София.
Перипетии Айя-Софии
Базилика Юстиниана простояла почти 5 столетий, но в 989 году
случилось мощное землетрясение, которое сильно повредило стены и особенно купол
здания. После проведения реставрации, стены укрепили контрфорсами, сильно
изменившими первоначальный облик Святой Софии. Купол же полностью перестроили
под руководством армянского архитектора Трдата.
История храма богата значимыми событиями. Именно здесь, 16 июля
1054 года, папский легат кардинал Гумберт, вселил раскол в христианское
единство, вручив «отлучительную грамоту» константинопольскому патриарху Михаилу
Керулларию. Эта дата считается днем официального размежевания католической и
православной церквей. Разделение церквей дало повод воинственным католикам
организовать крестовый поход на Византию. В 1204 году Константинополь был
захвачен и безжалостно разграблен. Вместе со всем городом, пострадала и Святая
София – крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь –
плащаницу, известную сегодня как Туринская.
Предводителем папского рыцарства выступал Энрико Дандоло – дож
Венеции и основатель государства под собственным управлением – Латинской
империи, которое просуществовало совсем недолго на развалинах Византии. Энрико
Дандоло правил в Константинополе и даже был похоронен здесь, в стенах Святой
Софии. Однако до наших дней дошла только пустая гробница. Пришедшие в
Константинополь османы непочтительно отнеслись к праху прежних хозяев, выбросив
останки собакам. Сейчас гробница Энрико Дандоло – одна из
достопримечательностей музея. Согласитесь, довольно сомнительная замена
Туринской плащанице.
Год 1453 – год заката Византийской империи. Султан Мехмет II
занял город и превратил Айя-Софию в мечеть, самолично сотворив здесь первый
намаз. Архитектура здания тоже претерпела изменения, как внешние, так и
внутренние. Внешне комплекс изменили пристроенные минареты, фонтаны, кухня и
появившиеся со временем гробницы султанов и принцев. Внутри произошла
переориентация интерьера. Изначально устроенная по христианской традиции
(алтарем на восток) церковь, претерпела перепланировку согласно мусульманским
верованиям.
Так, михраб пришлось выстроить в юго-восточном углу здания,
поскольку Святая София не располагала стеной, обращенной к Мекке. Кроме этого,
были покрыты штукатуркой богатейшие фрески храма. Именно это, как считают
археологи, в конечном счете, спасло их от разрушения. В настоящее время слой
штукатурки с фресок счищен. Вообще, христианский мир, по большому счету, должен
благодарить мусульман за то, что они не уничтожили «мать всех церквей», а
сохранили до наших дней, лишь приспособив под собственные нужды.
Особенности архитектуры
Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
В плане собор представляет собой прямоугольник со сторонами 75,6 м длины и 68,4
м ширины. По своему типу строение – классическая базилика, т.е. прямоугольное
помещение, состоящее из трех нефов (часть помещения, отделенная от остальных
частей рядом колонн). Средний неф значительно превосходит по ширине узкие
боковые. Четырехугольное средокрестие (место пересечения главного нефа и
трансепта, образующих в плане крест) увенчано гигантским куполом. Купольная
система Святой Софии – архитектурный шедевр своего времени.
Квадратное основание центрального нефа ограничивается четырьмя
массивными колоннами, которые служат опорой для громадных арок. Колонны сделаны
из скрепленных свинцом песчаниковых блоков, стены и своды – из кирпича. Арки
заделаны сплошной стеной, с прорезанными в ней тремя рядами окон. На этих арках
покоится довольно плоский купол. К пространству под куполом с двух сторон
примыкают две крытые полусферами ниши колоссальных размеров. Восточная ниша
подразделяется еще на три части, средняя из которых служит алтарной апсидой
(алтарный выступ, ориентированный на восток) и выступает из общего плана
сооружения в виде полуокружности. Западная ниша также состоит из трех частей, из
которых средняя, в отличие от остальных, венчается не полусферическим, а
обыкновенным сводом. Эта часть содержит три двери, ведущие к пристройкам –
внутреннему и внешнему притворам (место в храме, где могут располагаться
приверженцы иных религий или язычники и атеисты). Перед притворами ранее
находился обнесенный галереей колонн двор храма, но до наших дней он не
сохранился.
Северная и южная стороны подкупольного
пространства с боковыми нефами соединяются при помощи арок, стоящих на колоннах,
ниже расположено еще по ярусу подобных арок. Эти арки венчают открывающиеся в
подкупольное пространство галереи гинекея (хоры), устроенные в боковых нефах. На
перилах верхних галерей до сих пор можно увидеть не предусмотренные
архитекторами надписи по типу тех, что делают школьники на партах. Надписей
накопилось немало за всю историю существования строения. Некоторые из них
настолько стары, что уже причислены к достопримечательностям храма и прикрыты от
разрушения и порчи прозрачным пластиком.
Кроме отверстий в стенах арок, поддерживающих купол, здание
освещают еще сорок больших окон самого купола и по пять окон в каждой большой и
малой нише.
Примечательно, что мусульмане не только приспособили здание под
мечеть, но и переняли некоторые параметры строительства, совместив их с
исламской архитектурной традицией. Больше других преуспел в этом вопросе
выдающийся турецкий архитектор Синан, который взял архитектуру Айя-Софии в
качестве образца для постройки других мечетей и иных сооружений культа.
Роскошная внутренняя отделка Айя-Софии продолжалась ни одно
столетие. Статус храма обязывал направлять в распоряжение отделочников все
лучшее, чем располагала империя. Особенного разговора заслуживают знаменитые
фрески и мозаики Святой Софии.
Мозаики Святой Софии
Мозаики храма выполнялись в три этапа: середина IX века, рубеж
IX—X веков и конец X века. Появление мозаик Святой Софии знаменовало окончание
эпохи иконоборчества, в которую большинство церковных изображений было
уничтожено. Возникновение новой мозаичной росписи относится к 867 году. Тогда
мозаикой были украшены апсида и вима (в русской традиции – алтарь). Образы
Богородицы с младенцем на руках и Архангела Гавриила сопровождаются надписью:
«Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители
восстановили». Надпись выведена на греческом языке и почти не сохранилась. Около
878 года, было расписано внутреннее пространство северного фронтона храма, так
называемый тимпан. Мозаики изображали шестнадцать ветхозаветных пророков и
четырнадцать святителей. До наших дней из тридцати фигур дошли только
изображения Иоанна Златоуста и пяти других святителей. В период, датируемый
886—912гг. (правление императора Льва VI), мозаикой с изображением Христа,
восседающего на троне, был убран притвор храма.
Другие достопримечательности храма
Помимо своих знаменитых мозаик, за почти два тысячелетия
существования, Святая София обзавелась большим количеством
достопримечательностей. Так по сторонам главного входа расположены исполинские
мраморные шары. Шары привезены сюда в XVI столетии из Пергама, античного города
на побережье Малой Азии. По левую сторону от входа стоит «плачущая» мраморная
колонна четырехугольной формы. По поверьям, при совершении определенных
действий, колонна выполняет загаданные желания. Капители колонн, окружающих
основное подкупольное помещение, украшены выгравированными здесь монограммами
строителей храма - императора Юстиниана и его супруги Теодоры. Место под
куполом, выложенное цветным ценным мрамором, служило для коронации византийских
императоров.
Христианское и мусульманское настолько тесно переплелись в
Святой Софии, что кажутся уже неотделимым одно от другого. Мусульмане привнесли
в облик Айя-Софии декорированный мрамором михраб в юго-восточном углу здания,
махфиль хюнкара (место правителя), изготовленное в XIX веке, мимбар (место
чтения пятничных проповедей). Справа расположилась богатая библиотека Айя-Софии
в бытность ее мечетью. Библиотека появилась здесь в XVIII веке, во время
правления султана Махмуда 1.
К галереям Святой Софии ведет, располагающийся слева, пологий
пандус. Во время богослужений раннего христианского периода, на галереях
отводились места для женщин. Соответственно, здесь же располагалась супруга
императора. Пандус выстроен таким пологим для того, чтобы императрицу вносили к
месту молитвы в паланкине.
На мраморных парапетах храма сохранились надписи
скандинавскими рунами, сделанные варяжскими гвардейцами – средневековыми
наемниками византийского императора.
Святая София, памятник глубокой старины, является, как и земля
Иерусалима, святыней сразу двух религий: христианской и мусульманской. Но
особенно он дорог россиянам, ведь именно из Константинополя пришло на Русь
православие.
|