Пришло время для последнего поста про Боготу. В этом посте я опубликую самые разные впечатления о ней, которые не вместились в предыдущие главы. Да, я пробыл там меньше недели, а впечатлений оказалось очень много!
Первое, что приходит в голову - это гора Монсеррате. Она возвышается над Боготой с востока, нависая прямо над Канделарией, и её увенчивает католическая церковь, которая просматривается практически со всех точек в центре. По воскресеньям там происходит настоящее паломничество верующих. Путеводители утверждают, что относительно короткая прогулка из Канделарии к основанию горки опасна, так как на пути поджидают грабители - за исключением воскресенья, когда там много людей. Хоть я и поехал туда в воскресенье, всё же мне пришло в голову сделать это с помощью приложения Uber, которое я открыл для себя в Майами и которое, как оказалось, отлично работает в Боготе. Особенно удобно то, что не нужно заморачиваться с наличными, поскольку Uber сам снимает плату за проезд с кредитной карты. Я потом ещё не раз пользовался в Боготе Uberом. Правда потом мои знакомые говорили мне, что есть разные приложения для вызова обычных такси - особенно популярно там приложение Tappsi - которые так же безопасны, и стоимость проезда выходит ниже. Дело в том, что в Боготе не советуют ловить такси просто на улице.
Возвращаясь к Монсеррате, станция снизу:
Мы узнаём, что горка находится на уровне 3150 метров - кстати уже вполне серьёзная высота. Табличка призывает к аккуратности.
Из поднимающейся вверх кабинки открываются захватывающие дух виды на Боготу:
Церковь на вершине, полная паломников:
Вид от её подножия:
На вершине сделан такой вот путь для прогулок, который наполнен христианским символизмом - на каждом изгибе повторяется этап Крёстного Пути.
Например тринадцатая станция:
И уже спускаясь, более близкий взгляд на центр:
Гуляя по улицам Боготы, всё время замечаешь такие вот группы людей. Они продают минуты телефонного разговора - первый раз вижу такое, но в Боготе они вездесущи. То есть реально у них есть несколько телефонов, ты подходишь, звонишь по их телефону кому-то, разговариваешь и платишь за реально проговорённые минуты. В данном случае за минуту просят 100 местных песо - это дёшево, часто просят 200. Со своей стороны я всегда стараюсь купить местную симку, обычно это требует некоторых усилий, но инвестиция времени всегда окупается. Так и в Боготе я приобрёл симку - стоило совсем мало - но очень упрощало все передвижения и ориентацию в пространстве.
К сожалению не всегда здесь всё благополучно.
Но мне хочется рассказать об одной вещи, которая считается несомненным успехом. Это система городского транспорта, которая называется Transmilenio. У Боготы нет денег на то, чтобы построить полноценное метро, кроме того, вроде бы грунт не очень к этому располагает. И здесь придумали и создали такую очень мощную альтернативу.
Идея в том, что для автобусного движения созданы совершенно отдельные полосы, которые идут через весь город и вообще практически не пересекаются с остальным движением, которое обведено сверху или снизу. В результате автобусы Transmilenio могут развивать очень приличную скорость. Более того, существуют экспрессы и местные автобусы, из которых первые останавливаются только примерно каждые пять остановок. Остановки - это вот такие массивные комплексы, в каждом из них одновременно может остановиться по нескольку автобусов. Зачем это нужно? Богота - огромный город, 8 миллионов, и спрос на эти автобусы огромный. То есть это по-настоящему массовый транспорт.
И кстати разобраться в нём не так-то просто. Система построена на идее веток - они обозначаются буквами алфавита, но на каждой ветке существуют ещё разные маршруты - они обозначаются номерами и отличаются количеством остановок и другими параметрами.
Выглядит всё как настоящее метро! Я им первый раз воспользовался в десять вечера в субботний вечер - хотел попасть в ночной клуб. И честно говоря с некоторой опаской двигался там и пытался сориентироваться. Но всё работает отлично и есть ощущение полной безопасности. Transmilenio считается настолько успешной, что другие латиноамериканские мегаполисы принялись его усердно копировать. В частности система скоростных автобусов в Лиме является прямой калькой с Боготы. О чём я не знал, будучи в Лиме, но и там удивлялся эффективности системы!
Расскажу ещё о нескольких музеях. В двух словах о Музее Болеро - самого знаменитого колумбийского художника и скульптора. Его творения ни с чем не перепутаешь. Сразу на входе получаешь чёткое представление о том, что тебя ожидает дальше:
Несколько творений:
Мне особенно понравился кот:
А вообще здание Музея просто великолепное:
Ещё один музей - Национальный. Он расположен в бывшем здании городской тюрьмы.
Мне особенно запомнился зал, посвящённый памяти.
Это такой ремикс национального характера - на первый взгляд никак не связанных друг с другом объектов - который впрочем наверное более всего интересен самим колумбийцам.
Пара запомнившихся мне объектов:
Ещё один музей - совершенно необыкновенный. Музей Полиции! Путь к нему идёт мимо президентского дворца, к которому вообще-то особенно и не подойти - это сразу за площадью Боливара.
Собственно сам дворец:
По пути проходишь мимо невероятного количества магазинчиков, которые продают всякую защитную-маскировочную форму и оружие.
Музей огромный - на четырёх этажах.
Сразу осознаёшь, какую огромную роль играют силы правопорядка в местном политическом самосознании. Именно они ведут борьбу с группировкой FARC и с наркобаронами, которые последнее время слились в некое неразделимое целое.
Грандиозности музею полиции не занимать - стены внешнего дворика покрыты огромным панно, которое изображает колумбийскую историю и завершается Пантеоном Героев - то есть полицейских, погибших при выполнении долга.
А вообще там много любопытных экспонатов. Например такое радио, которым пользуются террористы FARC.
Самая знаменитая успешная операция колумбийской полиции - несколько лет назад полиция вычислила местонахождение военного лидера FARC и ликвидировала его. Ещё год спустя убила так же следующего лидера. Это всё так ослабило FARC, что сейчас вроде как идут мирные переговоры и колумбийцы говорят, что возможно скоро этот вечный конфликт будет разрешён.
Машина для разминирования:
Пожалуй, самая интересная комната в музее. Она повествует о ликвидации главного наркобарона Колумбии Пабло Эскобара в 1993 году. Эскобар владел сказочными богатствами, одно время считался одним из самых богатых людей в мире - буквально десятки миллиардов долларов, заработанных на торговле кокаином. Он сидел в тюрьме особого режима, потом каким-то невероятным образом смог оттуда убежать. Его вычислили в Медельине по телефонным разговорам, которые он вёл со своей семьёй.
Машина для счёта денег, что использовал Эскобар.
Прочие залы - часто до фарса напыщенные.
Впрочем это серьёзный зал.
Всевозможные виды оружия, что использует колумбийская полиция.
И такой вот вид с крыши музея - кажется, чтобы контролировать неспокойные предместья, лежащие оттуда к югу.
И ещё несколько уличных сцен. Септима - главный проспект - под дождём.
Она всегда полна жизни.
Уличные сцены.
А это уже север Боготы, фешенебельные районы, когда светит солнце.
Вот такая вот оказалась Богота. Совсем не такая страшная, как её малюют - хотя об осторожности забывать не стоит. На этом завершается мой рассказ о ней. Из Боготы я отправился на самолёте в Пуэрто-Рико, где у меня был задуман хитрый план! О чём в следующих постах.