Почти тысячу лет здесь добывали соль, потом решили добывать деньги. Величка - один из популярнейших туристических объектов всей Польши и самая раскрученная шахта страны. За год тут бывают миллионы туристов. За экскурсию на английском языке нужно заплатить чуть больше 30 долларов. Для Польши это очень дорого. Но цена никого не пугает. У касс - огромные очереди в любое время года. Пройдемтесь, прогуляемся. Там, конечно, пафосно и многолюдно, но очень красиво.
Величка - небольшой городок в 10 километрах от Кракова. На улицах тихо, мило, уютно, но особо ничего интересного. Кроме разве что памятника солекопателям и 3-D рисунка на центральной площади.
2.
3.
4.
Соляная шахта находится в самом центре города, в пяти минутах ходьбы от ж/д станции и центральной площади. Для начала, по традиции, история места в двух абзацах. Первым добывать здесь соль решил король Казимир I. Было это в 1044. Сначала соль добывали и транспортировали вручную. Потом придумали систему специальных горизонтальных колес, которые толкали люди и лошади. Аппетиты росли, шахту углубляли, доход короля увеличивался. В 18 веке Польшу поделили. Австрийцы положили конец королевской монополии на добычу соли. А заодно - механизировали подземные работы, построили мельницу и подъемник. В 1912 здесь уже была огромная современная солеварня. В годы Второй мировой немцы пытались построить тут подземный завод по производству военной техники. Судя по всему, не получилось) После войны шахту закрыли. С тех пор она зарабатывает исключительно на туристах.
5.
Кроме того, еще в 16 веке польские врачи решили, что солью можно лечить недуги - от простого насморка до астмы. Под землей нет никаких бактерий, вирусов и грибков, что само по себе хорошо, а в воздухе содержится много элементов, которые полезны для дыхательных путей. В Величке открыли соляные купальни. Работают они до сих пор. Ствол Даниловича - самый старый из сохранившихся. Его прорубили в середине 17 веке. Сначала использовали для транспортировки соли на поверхность. Потом через него под землю спускались шахтеры и туристы.
6.
Вниз - только по лестнице. 380 ступеней. Спуск на глубину 60 метров занимает минут 15. Для посещений открыты два шахтных ствола - Даниловича и Региса. Обычно туристов водят только в один из них. Мы спустимся через первый, а поднимемся через второй)
7.
Первых туристов сюда начали водить еще в 15 веке. Сначала горные выработки показывали только приближенным короля. Потом - начали пускать всех желающих. Судя по хроникам тех лет, в 18 веке каждый месяц шахту посещало несколько десятков человек, в 19 - уже несколько сотен. Австрийцы увеличили количество туристических интерьеров и открыли доступ на нижние уровни. Они же установили в подземных галереях первые памятники. К 20 веку копи стали жутко популярны.
8.
9.
Здесь можно посмотреть как добывали соль в разные времена, от 13 до 20 века. В шахте девять подземных уровней, глубиной от 57 до 327 метров - с коридорами и галереями. За время работ здесь выдолбили больше трех тысяч камер. Туристам показывают всего 20. На это уходит около двух часов. Все камеры и галереи носят имена великих поляков - ученых, воинов и правителей.
10.
Во время добычи соли из породы выделяется метан Иногда он взрывается. Прежде чем люди додумались выветривать газ, его выжигали факелами. Горняков, которые этим занимались, называли "кающиеся грешники". Как и в шахте в Забже, экскурсоводу не нужно объяснять всё на пальцах - рассказ дополняют спецэффекты и интерактив.
11.
Работа в шахте никогда не была безопасной, а в средние века обрушения случались куда чаще. Набожные горняки считали, что молитва может их спасти, поэтому строили под землей часовни, где проходили богослужения. Некоторые из них сохранились и работают до сих пор. Самое известное и узнаваемое помещение копей - часовня Св. Кинги. Ее создали в 1896. По размерам - чуть больше поля для мини-футбола. Высота потолков - около 10 метров.
12.
13.
Часовня действующая, по большим праздникам тут проводят литургии.
14.
Всё здесь сделано из соли. Пол - из цельного куска. Люстры - из соляных кристаллов. Невероятно.
15.
Изначально часовни были деревянные. В 17 веке одна из них сгорела, был крупный пожар и власти запретили использовать в шахтах легковоспламеняющиеся материалы. Благодаря этому родилось искусство резьбы по соли. Рабочие начали строить часовни прямо в стенах пещер.
16.
В нишах часовни Св. Кинги стоят всякие религиозные фигуры, в том числе, памятник Иоанну Павлу II, соляная копия "Тайной вечери" и рождественский вертеп.
17.
Камера Михаловице. 110 метров под землей. Деревянные укрепления возвышаются почти до верхнего уровня шахты. Страшно представить как это всё держится.
18.
Камера Веймар. Это уже современная пещера, ее разрабатывали в 20 веке. 50 лет назад камеру залили соляным раствором и здесь появилось мрачное подземное озеро.
19.
Камера Йозефа Пилсудского разбита на две части тоннелем. Раньше там ходил плот. После того, как кто-то утонул, аттракцион прикрыли. Фигурка справа - Св. Ян Непомук, покровитель тонущих.
20.
21.
Соседняя камера. Это - одна из современных. Под потолком - множество лестниц и переходов.
22.
23.
24.
В одной из последних камер есть небольшой музей. Здесь представлены всякие разные виды соли. От видов и форм просто дух захватывает. Цветные кристаллы особенно красивы. Похожи на какие-то морские водоросли.
25.
26.
В соседней галерее можно чего-нибудь выпить, перекусить или послушать концерт. Обычно здесь забиты все столики. Мы были с самого утра, поэтому довольно пустынно.
27.
Спускались мы через ствол Даниловича, а поднимемся через соседний ствол Региса. Старые коридоры шахты. Очень похожи на потерны в музее ракетных войск в Первомайске.
28.
29.
30.
Современные тоннели до реконструкции. Некоторые из таких переходов еще сохранились. В них водят специальные экстрим-экскурсии. Жаль, не было времени. Это должно быть круто.
31.
Ствол Региса, через который мы поднялись на поверхность. Находится метрах в пятистах от ствола Даниловича.
32.
Копи Велички однозначно стоит посетить. Хотя, как по мне, шахта в Забже гораздо интереснее. Там всё не так вычурно, но суровый индастриал мне нравится больше. Напоследок - еще несколько видов самой Велички. Милый, уютный городок.
33.
34.
Назад в Краков - на старенькой игрушечной электричке. Перед отправлением с каждой станции проводник обязательно должен свистнуть в свисток. Мило же)
35.
Источник: http://dcfc-lad.livejournal.com/39221.html |