В прошлом году я решил распечатать Финляндию, посетив финскую Венецию – город Савонлинна, а заодно и самую северную средневековую крепость в мире. Перестраховываясь от возможных автомобильных пробок на российско-финской границе, мы выехали из Санкт-Петербурга глубокой ночью. Но, так получилось, что граница оказалась пустой и в Финляндию мы въехали со значительным опережением запланированного графика. Место о котором я вам сегодня поведаю, не входило в нашу программу, но благодаря появившемуся свободному времени, было решено заехать и сюда. Итак, добро пожаловать в одно из самых жутковатых мест на планете – парк скульптур Вейё Рёнккёнена!
Стрелка на часах только-только перевалила за отметку 4 часа утра… Наш автобус остановился на обочине пустынной трассы… Кругом ни души, лишь густой туман в низинах, да окрашенное в красные тона небо – предвестники скорого рассвета.
02.
Почти все пассажиры автобуса мирно спали, а я решил выйти наружу поснимать рассвет, а заодно ознакомиться с видневшимся поодаль дорожным указателем.
03.
Стрелка на нём с надписью "Patsaspuisto" указывала в сторону от трассы. Как я уже позже узнал, примерный перевод "Патсапуйсто" с финского звучит, как "Парк скульптур". Ничего не подозревая, я свернул направо и мгновенно оказался словно в ином мире, среди сотен жутковатых каменных скульптур, невесть кем и зачем тут выставленных. Солнце еще не взошло и все эти, покрытые лишайником, изваяния выглядели по-настоящему пугающе. Меня не покидало чувство того, что скульптуры всегда смотрят на тебя, с какой бы стороны ты к ним не приближался.
04.
05.
06.
Тропинка вывела на центральную аллею парка, ведущую к одноэтажному домику… Прямо, как в сказке про Гензеля и Гретель… На информационных стендах обнаружился план парка и немного информации…
07.
08.
09.
10.
11.
Итак, в этом местечке, относящемся к поселку Койтсанлахти (фин. Koitsanlahti), коммуны Париккала (фин. Parikkala), в 1961 году, поселился художник-самоучка Вейё Рёнккёнен (Veijo Rönkkönen). На тот момент ему было всего 17 лет, а родился он в Парикалле 25 февраля 1944 года.
12.
Вейё был очень замкнутым и одиноким человеком… Семьи он не имел и такое существование было ему по душе. Молодой человек работал на бумажной фабрике неподалеку, а в свободное время занимался изготовлением скульптур из бетона… И так на протяжении всех 49 лет…
13.
14.
Для скульптора-самоучки не было плохих или ненужных скульптур. Каждое новое творение было его детищем, сродни долгожданному ребенку, и оно обязательно находило свое место в парке. А чтобы добавить парку природной красоты, Вейё высаживал между скульптурами различные растения разных видов. Ему нравилось наблюдать, как разные таксономические группы взаимодействуют между собой.
15.
16.
За 49 лет творчества, количество скульптур превысило 500 штук, примерно столько же, сколько и различных видов растений.
17.
Около 200 фигур объединены одной тематикой – это йога, которой Вейё серьезно увлекался. Оставшиеся скульптуры изображали героев финского поэтического эпоса Калевала, различных животных, многочисленных детей, людей всевозможных профессий и т.п. Часть скульптур также отражала какие-то детские воспоминания Вейё.
18.
19.
20.
21.
22.
Когда творчество скульптора вышло за пределы лесного домика и весть о нем разошлась по всей Финляндии, к нему стали приезжать люди с вопросами, на которые Вейё отвечал всегда одинаково. По его словам, все скульптуры он делал чисто для себя и их будущее его не интересовало. От каких то присужденных наград Вейё также отказывался.
23.
Кстати, вот что пишет Википедия о стиле "Ар брют", в котором, предположительно, творил скульптор. Ар брют (фр. Art Brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неограненное искусство) — термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки — одиночки, медиумы и т.п.). Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. В частности, Ар брют не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов и т. д.
24.
23 марта 2010 года, после болезни, Вейё Рёнккёнен скончался в возрасте 66 лет. Однако его таинственный парк скульптур остался. Новыми владельцами парка было принято решение скульптуры специально не облагораживать. Так и стоят они, покрытые мхом и лишайником, и пугают посетителей. Вход в парк бесплатный.
25.
В 2014 году "Патсапуйсто" попал в список самых страшных мест на планете по версии известного американского журнала о путешествиях Condé Nast Traveller. Кроме следящих стеклянных глаз, многие скульптуры имеют челюсти из людских зубов… Среди туристов, побывавших в этом месте, ходят жуткие рассказы, что зубы настоящие. Но, скорее всего, это зубные протезы, хотя я сам не проверял…
26.
27. Зубки у скульптур непростые...
28.
Если долго ходить по этому месту, да еще в рассветных или закатных сумерках, можно запросто съехать с катушек… Повсюду будут казаться тени, подозрительные шорохи и прикосновения… Если вы любитель зомби-ужастиков и различных паранормальных вещей, это место определенно вам понравится. Остальным посещать по желанию…
29.
Источник: http://blacktroll.livejournal.com/117544.html |