Давным-давно, лет этак восемьсот назад, правил в Малой Азии один султан, и звали его Ала ад-Дин Кей-Кубад. Управлял он ни много ни мало, а Конийским султанатом, довольно большим феодальным государством, образовавшимся в результате завоеваний турков-сельджуков. И вот этот самый султан решил как следует укрепить свое государство. Повсеместно строились различные военные укрепления и бастионы, города опоясывались мощными защитными стенами. Коснулся сей строительный бум и города Алайя (переименованного так в честь султана). Бывший Колонорос оказался под властью Ала ад-Дина в 1221 году, но уже к 1228 году многие укрепления были закончены. А среди них и знаменитая Красная башня – символ, уже современной, Алании.
Так бывает, что одна какая-то достопримечательность вытесняет собой все прочие. Конечно, нельзя сказать, что вся Алания это Красная башня, нет, тут еще и грандиозная крепость построенная тем же самым султаном, и красивая набережная с прогулочными корабликами, и маяк. А также мечети, базары, сувенирные лавки и пляжи. Как говорится – весь набор. Но именно Красная башня почему-то стала доминантой во всем этом многообразии. Ну а раз так, то и мы решили посмотреть на оную поближе. Правда сразу подобраться к ней не получилось, прежде чем отыскать вход (который особенно и не прятался) пришлось немного покружить рядом. Сначала мы попали на так называемую «тропу стражников» - стены Аланийской крепости, которые выходят непосредственно к морю и являются первой линией обороны на пути предполагаемого неприятеля. Когда-то здесь на дозоре стояла сельджукская стража.
Спустя небольшое время мы натолкнулись на будочку, где продавали билеты в башню. Рядом был и главный вход. Надо сказать, что в этот вечерний час мы были единственными посетителями Красной башни, чему были несказанно рады.
Почему башня Ала ад-Дина именуется Красной (Кызыл Куле) вопросов не возникает. Она действительно красная, или вернее красновато-розовая, что обусловлено цветом кирпичей и блоков из которых она была построена. Внутри особенно хорошо разглядывать древнюю кладку, правда здесь к общей гамме добавляется и желтоватый отлив от светильников.
По идее часть башни занимают экспонаты этнографического музея, но на деле я ничего такого не заметил. Есть какие-то детские картинки на первом этаже (как раз в духе сказок про Аладдина), макеты древних парусников. Но в основном помещения, особенно верхних этажей, совершенно пусты. Впрочем так даже лучше, от пыльных музейных экспонатов быстро устаешь, а от древних стен нет, лишь еще сильнее начинаешь их чувствовать. Особенно в почти полной тишине и полумраке.
Башня строилась султаном для обороны бухты и города, а также, как символ его владычества. Для постройки был приглашен архитектор Эбу Али Реха эль-Кеттани из Сирии, который уже работал ранее над проектами Кей-Кубада. К 1226 году работа была завершена. Сооружение восьмиугольное и имеет 5 этажей, что составляет высоту в 35 метров (правда западная сторона башни, из-за особенностей рельефа короче на 2 метра). Диаметр составляет 29 метров. Говорят, что при строительстве башни в цементном растворе использовался яичный желток, что позволило обрести кладке дополнительную долговечность. И действительно она, несмотря на свой почтенный возраст, сохранилась очень неплохо. Хотя не стоит забывать и о реставрационных работах, которые были проведены в 1950 году.
С высоты башни открываются красивые виды на близлежащие окрестности – морскую бухту и набережную, на домики местных жителей и небольшие отели, а также на бесконечные стены Аланийской крепости. Она также была возведена султаном Кей-Кубадом в XIII веке, на остатках римских и византийских укреплений. Общая длина стен здесь порядка 6,5 километров, а число всяких башенок и прочих фортификационных сооружений переходит за полторы сотни. На самом верху огромного холма, на высоте 250 метров, стоят руины внутреннего замка крепости.
Также комплекс включает в себя мечеть Сулеймана, каравансарай, остатки византийской церкви… Но мы в крепость не попали. От Красной башни туда ведет укрепленный проход, но путь этот прегражден закрытой дверью. Обходных путей же мы искать не стали, уже банально не было времени. А так большую часть комплекса, который также является музеем под открытым небом (и куда вход соответственно платен), по рассказам очевидцев можно осмотреть минуя официальный пропускной пункт.
Вместо этого мы снова вернулись в башню и поднялись на последний этаж. Он также был практически пуст. Зубчатые стены, бойницы по кругу, в центре что-то похожее на колодец. В хорошую погоду здесь можно долго стоять всматриваясь в синеву моря и любуясь пейзажами. Нам же повезло особенно, почти на линии горизонта плавал красивый парусник, всем своим видом напоминавший о славном прошлом этих земель. И плавал он аккурат поблизости от древней сельджукской судоверфи. Такой мне еще ни разу видеть не доводилось.
Судоверфь была построена в 1227-1228 году для строительства и ремонта небольших судов. В ней пять длинных доков, выходящих открытой частью в море. Доки глубокие – 42,3 метра в длину, высота 7,7 метров. Это вторая судоверфь построенная султаном Ала ад-Дином Кей-Кубадом (первая была в Синопе). Таким образом он хотел закрепить свою владычество и на земле и на море. И надо сказать, что султан преуспел. Годы его правления были расцветом Конийского султаната. Закат наступил в 1307 году.
Источник: http://ren-ar.livejournal.com/101802.html |