Им владеют шесть христианских конфессий, но дверь может открыть только мусульманин.
Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня) - одна из величайших святынь христианства. Он находится на месте, где, как считается, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Именно здесь каждый год совершается церемония схождения Благодатного огня.
Первую церковь Гроба Господня возвели в 335 году по инициативе матери императора Константина Великого – царицы Елены. За многовековую историю Иерусалима храм, как и сам город, несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и расширялся, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, - это «версия» 1810 года, которая фактически отстроена заново после разрушительного пожара 1808 года.
Современный храм Гроба Господня – огромный архитектурный комплекс. Он состоит из Голгофы с местом Распятия, ротонды с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (часовня), Кафоликона (соборный храм Иерусалимской Православной Церкви), подземного храма Обретения Животворящего Креста, храма святой равноапостольной Елены и нескольких приделов. На территории комплекса находится несколько действующих монастырей, множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.
( Свернуть )
2. К Храму ведет Виа Долороза (Дорога Скорби, Крестный Путь) – улица в Старом городе, по которой, как считается, прошел Иисус, идя на Голгофу. Сложно сказать по этим ли камням пролегал его последний путь, ведь идентификация этой дороги проводилась в средние века после многократных перестроек в Иерусалиме, со значительно изменившимися со времен римского владычества улицами. Название «Виа-Долороза» впервые употребил в XVI в. францисканский монах Бонифаций Рагусский, обозначив им не топографический объект, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима.
Начинается Крестный путь в мусульманском квартале Старого города, возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот, от места, где когда-то стояла римская крепость Антония, а сейчас расположена школа Аль-Омарийа. Дальше маршрут длиной 500 м разбит на 14 остановок (станций) (часть из которых упомянута в евангелиях, но большая часть — нет), каждая из которых отмечена часовнями или церквями. Ежедневно по нему проходят паломники, некоторые несут в руках кресты. Последняя внешняя станция маршрута – Девятая – место третьего падения Христа, где он узрел Голгофу, принадлежит коптскому патриархату. Рядом — эфиопская церковь. Круглый знак остановки находится на внешней стене капеллы святой Елены (сейчас это часть Храма Гроба Господня, принадлежащая армянскому патриархату, официальное название ее - капелла Святого Креста). Последние пять остановок Крестного пути находятся под куполом Храма Гроба Господня.
3. В атриуме возле коптского монастыря. Крыша – это «второй этаж» бывшего крестоносского храма св. Елены, а по сути Храма Гроба Господня, чей купол возвышается над строениями. Вообще весь комплекс настолько плотно застроен, что пол одного строения нередко оказывается крышей другого.
4. Вся территория святыни строго разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Каждой конфессии отведены свои часы для молитв и даже ни один гвоздь не может быть вбит без всеобщего согласия. Регламентируется разделение соглашением от 1852 года, известным как "Статус-кво Святой земли". При этом основные права владения и пользования святынями всего комплекса храма принадлежат Иерусалимскому патриархату.
5. Эфиопской конфессии, как и коптской, места в нижних пределах храма не досталось. Точнее, эфиопам когда-то принадлежал Монастырь Авраама, но его пришлось продать за долги в XVII веке грекам. Так вот, как раз в районе 9 станции и коптского монастыря с входящей в него церковью, на том же верхнем ярусе эфиопы построили несколько часовен и небольшой монастырь. Существует вражда между коптами и эфиопами, которую усугубило решение израильских властей тайно передать ключи от входа на крышу храма эфиопам, которых значительно меньше. По одной из христианских традиций считается, что именно здесь происходило жертвоприношение Ицхака. Эфиопы называют это место по имени царя Соломона, потомками которого они считают свою общину.
6. Главный вход в Храм Гроба Господня. По сравнению с привычными православными соборами, аскетично, без украшений, позолоты и т.д. Южный главный фасад храма – образец романской архитектуры XII века. Справа перед входом в храм (правая дверь была заложена при Салах-ад-Дине) - деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д’Обинье, сопровождавшего германского императора Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 году. В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведет к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «Капеллой франков», иногда упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под капеллой находится дверь в часовню Марии Египетской, правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.
На втором этаже фасада видно лестницу возле окна. Это не забывчивый рабочий ее забыл, это символ межконфессиональных разногласий в христианстве. Называется она «Недвижимая лестница». Лестница опирается на карниз, принадлежащий Греческой православной церкви, и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Нахождение лестницы на своем месте означает, что Status quo соблюдается.
7. В сдвоенных люнетах портала первоначально находились мраморные барельефы Входа Господня в Иерусалим и Погребения Спасителя. Сейчас они находятся в иерусалимском Музее Рокфеллера.
8. Колонна Святого Огня, или Рассеченная колонна, – одна из трех мраморных коринфских колонн, на левой стороне портала входа в храм. Трещина чуть более метра в длину, идет вдоль колонны, расширяясь книзу. Многие паломники почитают эту колонну, молятся около нее, оставляют в трещине записки. Существуют различные предания, объясняющие происхождение столь необычной трещины: армянское, греческое, турецкое. Все они так или иначе связаны со схождением Святого огня. Ученые же более склонны объяснить появление трещины с пожарами, неоднократно бушевавшими в храме, или с 6-ти балльными землетрясениями 1546 и 1759 годов, при этом одно не исключает другого.
9. Во имя избежание споров между представителями конфессий, какой-то мудрый человек в стародавние покрытые пылью веков времена придумал как сохранить баланс между христианами и мусульманами, в течение длительного времени владевших территорией Иерусалима и его окрестностей. Ключи от Храма Гроба Господня с 1192 года хранятся у арабской семьи Джуди, а право открывать храм принадлежит другой арабской семье - Нусейба, родом из Медины. С течением времени ничего не изменилось. Права на хранение ключей и открытие храма передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Ваджих Нусейбе, привратник и хранитель ключей храма Гроба Господня: «Живу я на улице Ирода. Это в двух шагах от Старого города. Знаете, там по соседству с Яффскими воротами закусочная "У царя Соломона". Вот около нее и живу. И каждый день к четырем утра я прихожу сюда и открываю церковные двери. Меня часто спрашивают: не тяжело ли их ворочать - две громадные створки, метров по шесть в высоту? Да нет, на самом деле довольно легко. Из чего они сделаны? Даже не знаю. Конечно, не из олив, скорее уж из дуба с примесью разных других пород. Ну и конечно, время от времени их приходится обновлять. А в 1818 году, после большого пожара, их практически полностью заменили. Изнутри двери обиты железом. Для крепости. А вот этот ключ здесь еще с начала оттоманского периода. Значит, с 1524 года. Весом он с полкилограмма и в длину сантиметров пятьдесят. На правой створке, высоко от земли врезано чугунное кольцо. И стоит мне трижды ударить в дверь этим кольцом, значит, пора всем покинуть Храм. Ровно в семь ноль-ноль я в последний раз осматриваю церковь. Двери запираю снаружи на этот самый огромный ключ. И потом еще навешиваю тяжеленный засов. Трижды в неделю я прочищаю замки, чтобы они открывались без всяких проблем. Вот и вся служба»
10. Внутри, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой, на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря святому Иосифу Аримафейскому. Согласно Священному Преданию, на этот камень положили тело Христа после снятия его с креста, и именно здесь Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили тело к погребению. Затем отсюда тело Христа отнесли и положили его в гроб. Снятие с Господа Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания. Мозаика была выполнена по благословению патриарха Диодора в 1990 году В. Цоцонисом. Справа от Камня лестница на Голгофу.
11. Над Камнем висит 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская). Однако, свидетельств о том, на каком именно месте тело Иисуса было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V века для службы в Великую пятницу выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень помазания, затем плащаницу торжественно полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
12. Считается, что Камень источает миро, поэтому паломники прикладываются к нему, кладут на него для освящения крестики, иконы, свечи, даже маленьких детей, собирают платками миро, считается, что оно исцеляет от недугов. Слева каменном полу сделан мраморный круг — место, на котором, согласно Писанию, стояла Богородица, когда помазывали тело Христа.
13. Слева от Камня помазания под сводами ротонды главное место храма – Часовня Гроба Господня, или Кувуклия. В ней находится гробница в скале – Гроб Господень, главная святыня христианского мира. Согласно Евангелию, Иисус Христос был погребен после распятия и на третий день воскрес. Гробница – главный алтарь Храма. Снимать внутри нельзя и любые попытки даже поднять руку со смартфоном вызывают гнев у охранников-надсмотрщиков. Поэтому только теория и внутренняя архитектура ротонды.
Кувуклия состоит из двух зон. Первая – Придел Ангела, в центре которого хранится обломок скалы, на которой, по преданию, сидел ангел, когда женщины пришли к пустой гробнице. Вторая — собственно усыпальница «ад аркосолиум», Гроб Господень. Под мраморной плитой находится древний могильник, вырубленный прямо в скале. Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.
Именно там в настоящее время проводятся реставрационные работы. Ученые впервые за 450 лет снимали с гроба плиту, которая появилась там в 1555 году для защиты от паломников. Они надеяться, что камни помогут им ответить на вопрос, почему императрица Елена, побывавшая на Святой Земле в начале IV века, решила, что именно на этом месте находилась могила Христа, точнее, семейная усыпальница Иосифа Аримофейского, жителя Иерусалима I века нашей эры, который передал свое ложе ученикам Христа для того, чтобы они могли снять учителя с креста и положить его в усыпальницу.
14. Желающих увидеть один глазком и прикоснутся к святая святых великое множество. Очередь тут просто гигантская, движется очень медленно, в праздники увеличивается многократно. Первая кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325–335 гг. и полностью разрушена мусульманами в 1009 г. После еще несколько раз разрушалась и перестраивалась, существующая ныне восстановлена в 1809–1810 гг. При ее восстановлении использовали габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). Одно из украшений часовни - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов в технике ростовской финифти. В 2004 году, по заказу Иерусалимской Патриархии, старинные финифти были заменены новыми, изготовленными по современной технологии ростовской фирмой А. Рудника.
15. Гробница, построенная крестоносцами, была практически полностью уничтожена пожаром 1808 года, перестроена в 1810 году и вновь пострадала от землетрясения, также как и сама ротонда. Леса, поддерживающие купол, и сетка установили после землетрясения в 1927 году. Из-за разногласий между основными конфессиями и недостатка денег, ремонт начался лишь в 1960 году. Попытки израильского правительства предложить церкви деньги на реконструкцию были отвергнуты. Закончили реконструкцию зимой 1997 года.
16. Ротонда, окружающая кувуклию, делится по вертикали на 3 яруса, 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны соединили стеной, и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 аписды южной, западной и северной сторон. Каждый сантиметр ротонды строго разделен между всеми конфессиями. Кстати говоря, размеры и вид ротонды, были использованы ибн-Маликом при строительстве золотого Наскального Купола на Храмовой горе с абсолютной идентичностью.
17. Гроб Господень свободно доступен для любого паломника в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. В том случае, когда желающих много и образуется очередь (то есть почти всегда), этот монах поторапливает паломников и не позволяет провести у Гроба более минуты.
18. Храм Гроба Господня – «многоэтажный» комплекс, часть его приделов и церквей расположены буквально в подземелье.
19. Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов. Посвящена она матери императора Константина. В довольно преклонном возрасте, после принятия христианства, она совершила паломническое путешествие в Иерусалим. В то время на месте нынешнего храма находился языческий храм Венеры, построенный при императоре Адриане. В подземелье храма Елена обнаружила вход в пещеру с Гробом Господним и крест, на котором распяли Иисуса. Существует легенда, что Еленой было найдено три креста и для того, чтобы определить, какой крест истинный, она прикладывала их к гробу покойника, проходящей мимо похоронной процессии. При прикосновении истинного креста, произошло чудо воскрешения.
Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. Каменоломня внизу — место, где был найден крест, и куда императрица кидала рабочим деньги.
20. Важнейшее из мест поклонения во всем Храме Гроба Господня - церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа. На скалу ведут две лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). Два нефа, разделенные массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католические приделы Голгофы, в византийское время они составляли единый храм.
21. Между католическим и православным престолами находится францисканский алтарь Скорбящей Богородицы «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя ко Кресту.
За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).
22. Алтарь распятия, принадлежащий греческой православной церкви. Под алтарем находится отверстие, куда можно опустить руку и дотронуться до скалы, на которой стоял крест с распятым Христом. Но надо учесть, что свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году, и на месте Распятия пребывает лишь скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5 х 11,5х 9,25 м.
23. Вид с Голгофы. Название «Голгофа» произошло от ивритского слова «гульголет», означающего череп. Русское название – Лобное место. Латинское – Кальвария. Есть два объяснения почему место так назвали: первое, что гора похожа формой на череп и второе, что, по крестоносской легенде, под ней находится череп Адама (по еврейской традиции — под Храмовой горой). По традиции место распятия находилось в непосредственной близости от города, но за городской стеной, что, в общем-то, противоречит реальному расположению Храма Гроба Господня.
24. Садовая Гробница – один из самых необычных храмов Иерусалима. Протестанты считают, что именно здесь находятся настоящая Голгофа, место распятия и захоронения Христа. Она расположена напротив Дамасских ворот в арабском квартале Шейх Джарах рядом с монастырем Сент-Этьен и центральной автобусной станцией Восточного Иерусалима.
25. Наличие лишь косвенных упоминаний в Евангелии о месте распятия, погребения и воскрешения Иисуса Христа порождало многочисленные вопросы во все времена. На сегодняшний день существует две версии этого места. Основное место, которое большинство исследователей рассматривает как «наиболее вероятное», — это Храм Гроба Господня. Другое, менее известное, — Садовая Гробница.
26. В 1882 г. британский генерал Чарльз Гордон обнаружил недалеко от стены Старого города крутой скалистый склон, расщелины которого напоминали человеческий череп. Поскольку Голгофа в переводе с арамейского и древнееврейского языков означает «череп» Гордон, заключил, что именно этот холм и является Голгофой. Кроме визуальной схожести скалы с черепом, генерал опирался и на свидетельства Евангелия о том, что место распятия и захоронения Иисуса Христа находилось вне стен Старого города, а рядом находились сад и пещера-гроб. В скале действительно была обнаружена гробница с желобом у входа, по которому, как считается, перемещался камень, закрывающий вход. Все это свидетельствовало о том, что истинное место погребения Иисуса Христа находится в Садовой гробнице, а не в Храме Гроба Господня.
Ибо в Евангелии сказано: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (от Иоанна 19:41)
Дополнительная информация:
Вход: бесплатный
Часы посещения: весенне-летний период: ежедневно с 05:00 до 20:00
Ежедневно в Храме Гроба Господня совершаются три литургии.
Первыми служат литургию православные с 11 вечера до 3 часов утра.
Армяне служат литургию с 3 до 6 часов утра.
Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.
А еще каждую ночь с субботы на воскресенье с полуночи начинается ночная служба греческой православной церкви.
Источник: http://aquatek-filips.livejournal.com/?skip=20 |