Сюда я приехал спонтанно. Когда оказалось, что в Ростоке делать особо нечего (изначально планировалось провести там целый день), я взглянул на карту и увидел поблизости довольно крупный город Висмар.
«Какое-то очень знакомое название», подумал я. В голове начали всплывать фотографии, списки всемирного наследия ЮНЕСКО, история Ганзейского союза и прочая ерунда, которая прочно засела у меня в памяти. Значит, туда и должен лежать путь!
Как оказалось впоследствии, я ничуть не прогадал: Висмар – один из красивейших городов северной Германии, который по каким-то удивительным причинам почти неизвестен широкому кругу путешественников. Все считают своим долгом посетить Любек, Гамбург или тот же Росток, хотя они даже близко не могут конкурировать с Висмаром в плане красоты старого города, его размеров и общей всепроникающей атмосферы одного из средневековых центров могущественной Ганзы!
* * *
Висмар, как и многие города этого региона, был основан западнославянскими племенами, которых в 12 – 13 веках сумели завоевать более развитые и организованные германские народы. Уже в 1-й половине город перешёл во владения предков современных немцев, и спустя несколько десятков лет заключил с близлежащими Любеком и Ростоком союз, предусматривающий совместную защиту от морских разбойников. Именно из этого союза выросла Ганза.
После утраты Ганзейским союзом своего влияния Висмар поочерёдно побывал под властью шведов, датчан и снова шведов. Именно этот северный народ (шведы) в 16 веке окружили Висмар самыми мощными оборонительными укреплениями во всей Европе: город защищали около 700 пушек, установленных на многочисленных бастионах.
С Висмаром связан один момент, который, без сомнения, будет интересен жителям Германии и её частым гостям. Уверен, вы все знаете сеть торговых центров «Karstadt»: это одна из крупнейших и старейших торговых сетей Германии, магазины которой есть, пожалуй, в любом более-менее крупном городе страны. Но именно в Висмаре в 1881 году 25-летний Рудольф Карштадт начал свой успешный бизнес, открыв здесь первый магазин.
Старый город и средневековые постройки начинаются буквально в нескольких сотнях метров от железнодорожного вокзала. Только успеешь достать фотоаппарат, как перед взором предстают замечательные фахверковые постройки.
Там же находится храм Св. Николая, построенный в 14 веке. Его центральный неф возвышается на 37 метров над землёй, что делает данный храм одним из самых крупных в Германии. Бывалые путешественники утверждают, что интерьер храма Св. Николая отличается особенной красотой и нестандартными возможностями для посетителей (предлагается подняться на чердак и взглянуть оттуда вниз на крошечные силуэты людей), но я, к сожалению, не успел приехать до его закрытия. Зато удалось взглянуть на него в ночной подсветке.
Центр Висмара пронизывает крохотная речушка Мюленбах, набережные которой выглядят точь-в-точь как с картин о жизни провинциальных европейских городов.
Один из мостов через Мюленбах украшен чрезвычайно милыми поросятами. Так и хочется утащить кого-нибудь из них с собой.
Сердце старого города – Рыночная площадь (как раз её можно видеть на заглавном снимке этого поста). Это просто жемчужина средневековой архитектуры и рай для любителей подобных достопримечательностей! Во многом благодаря архитектурному ансамблю Рыночной площади Висмар и был внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Самое знаменитое здание Рыночной площади и всего Висмара – «Старый швед». Здание из красного кирпича, построенное в 1380 году, приобрело своё нынешнее название только в конце 19 века, когда в нём открылась одноимённая гостиница.
Слева от «Старого шведа» находится не менее интересная постройка, но уже без столь запоминающегося названия.
Ещё один символ города – водный павильон. Построенный в конце 16 века, он уже в то время давал воду в 220 близлежащих домов и полтора десятка общественных колонок. Жители других городов ещё долгое время завидовали висмарцам и молча черпали воду из колодцев.
Практически исчерпывающая панорама города.
Улочки старого Висмара чудесны. Здесь царит отличная расслабляющая атмосфера, нет толп туристов, а по городу хочется передвигаться исключительно не торопясь. Так, чтобы не упустить возможность разглядеть каждую мелочь, каждую деталь. Ведь каждый кирпич в стене покосившегося дома, каждый булыжник широкой мостовой – всё буквально пропитано славной многовековой историей этих мест. И ты чувствуешь это. И кажется, будто вместе со звоном церковных колоколов из-за угла выйдет богатый купец или суровый моряк; заглянув во двор увидишь, как дети в льняных штанишках гоняют кур, а потом убегают от крикливой матери. В Висмаре ты понимаешь, что для того, чтобы путешествовать в прошлое, учёным не нужно изобретать машину времени – достаточно всего лишь бережно относиться к тем культурным богатствам, которые есть у твоего народа, в твоём городе или стране. И тогда твои дети и внуки смогут спустя десятилетия отправиться в гости в твоё время, а будущие поколения, минуя века, получат возможность увидеть мир таким, каким видел его ты.
К сожалению, далеко не всегда люди ценят то, что находится в их распоряжении. Ярчайший тому пример – висмарская церковь Девы Марии. На протяжении столетий она являлась крупнейшим храмом во всём балтийском регионе и одним из ярчайших примеров северогерманской кирпичной готики. За время своего существования она стала полноценным символом Висмара и ориентиром для моряков, так как возвышалась над всем городом.
Во время Второй мировой войны в здание церкви угодило несколько бомб. Разрушения были не слишком серьёзные, поэтому после окончания войны никто из горожан не сомневался, что в скором времени церковь Девы Марии восстановят.
Шли годы, но храм так и стоял в руинах – ни город, ни государственные органы не брались его реставрацию. И вот, в 1960 году из Берлина пришёл приказ от руководства Социалистической партии: церковь взорвать, сохранив лишь колокольню. Официальное оправдание этих чудовищных действий было абсолютно нелепым: частично разрушенные стены храма могли повредить соседние дома и нанести вред играющим неподалёку детям. К слову сказать, по расчётам строителей, затраты на полное восстановление были просто смешными, а занял бы этот процесс всего 3 года, при условии, что работало бы там всего 20 человек!
С утра 6 августа 1960 года район вокруг церкви Девы Марии был оцеплен, проходила подготовка к подрывным работам. Взрывать храм пришлось в несколько этапов: настолько крепкими оказались «опасные» стены.
После окончания работ руины церкви вывезли, а кирпичи отправили на переработку – через некоторое время их использовали в производстве плит для панельных многоэтажек.
После объединения Германии здесь построили фундамент, полностью повторяющий форму некогда красивейшего храма. В ГДР на этом месте находилась… автомобильная стоянка. Особенно кощунственно это выглядит, если учесть, что в стенах церкви Девы Марии в разное время были похоронены самые выдающиеся жители города – те, кто за свою жизнь дал Висмару очень и очень многое.
Несколько городских деталей.
Возле некоторых домов до сих пор сохранились скребки, помогающие счищать грязь с обуви перед входом в жилые помещения.
Скоро у меня уже наберётся целая коллекция высокохудожественных крышек от люков и придётся посвящать им отдельный пост.
На одном из домов мной была замечена старая рекламная табличка. Особый интерес вызывает способ написания часов работы: с половины пятого до половины седьмого.
Каким бы красивым Висмар не был, в нём не покидает ощущение того, что восточная часть Германии беднее своего западного брата. Это можно увидеть и в историческом центре: часть зданий находится в удручающем состоянии.
Впрочем, всё недостатки Висмару можно простить – это действительно один из самых крутых городов северной Германии!
Правда, есть ещё один нюанс, который мне запомнился довольно-таки сильно: дом скорби. Не знаю, то ли мне так «повезло», то ли все пациенты в это время возвращались в клинику, но во время прогулки мне постоянно попадались люди с различными психическими отклонениями. А если учесть, что вообще случайных прохожих в городе было крайне мало, такая ситуация немного напрягала. Впрочем, ближе к вечеру они куда-то пропали.
Напоследок одна поучительная история.
Как я уже говорил, в Висмар я поехал абсолютно спонтанно, и во время всей этой суматохи напрочь забыл посмотреть обратное расписание. Впрочем, на вокзал я пришёл не так уж и поздно – на часах была всего половина седьмого. Здесь не передать весь тот каскад эмоций, который я испытал, когда узнал, что в Гамбург я смогу прибыть лишь в два с лишним ночи! И это при том, что обычно дорога занимает меньше 2-х часов. Самое обидное было то, что я буквально на пару минут опаздывал к пересадке на другой поезд, что рисовало перспективы многочасового ожидания в какой-то железнодорожной деревне.
Что ж делать? Я вручил себя в руки судьбы и поехал в эту деревню. И тут свершилось чудо! Первый раз в жизни я был благодарен за то, что общественный транспорт имеет свойство опаздывать. Мой поезд до Гамбурга задерживался на 7 минут, что дало мне возможность успеть на него и не встречать полночь где-то посреди полей и железных дорог.
Подводя итог: я однозначно рекомендую Висмар всем путешественникам. Он даёт наиболее полное представление о том, как выглядели средневековые города вокруг Балтийского моря, а достопримечательностей исторического центра с лихвой хватит на целый день блужданий по узким улочкам.
Как добраться:
Наиболее крупные города, с которыми есть прямое железнодорожное сообщение – Росток и Шверин. Из Гамбурга придётся добираться с одной пересадкой в Шверине или той самой деревушке под названием Бад Кляйнен (Bad Kleinen).
Смотрите еще:
Изучаем Германию // Бад Зегеберг: город у скалы и пещера летучих мышей
Гейдельберг: места, откуда произошли европейцы
Вояж в Чехию // Часть 2. Прага: Мала-Страна и самый большой в мире замок
Вояж в Чехию // Часть 1. Пражское Старе-Место
Источник: http://hellofromspace.livejournal.com/170110.html |