Швейцарский пилот и изобретатель Ив Росси наверняка известен вам своими полетами на реактивном ранце-крыле собственного изобретения. С детства Ив грезил покорением неба и как видите у него всё получилось. Предлагаю вам поподробнее познакомиться с его супер-ранцем и узнать как все начиналось.
Ив Росси родился 27 августа 1959 года в Швейцарии. В школьные годы он ничем не выделялся среди сверстников, кроме, пожалуй, одного — у мальчишки с ранних — лет проявилась любовь к полетам. Он мечтал хотя бы на краткое мгновение испытать те чувства, которые, по его мнению, должны были обуревать парящую в небесах птицу. Именно поэтому он забирался на деревья или высокие заборы и совершал оттуда головокружительные прыжки, которые не всегда заканчивались удачно. Частенько результатом его первых воздухоплавательных опытов становились переломанные ноги.
Однако ничто не могло остановить Ива в его стремлении в небо. Поэтому удивился, когда в 20-летнем возрасте он добровольно отправился служить в авиационные войска, а оттуда — прямым ходом в летное училище. Курс обучения в училище составлял два года, и, получив профессию летчика-истребителя, молодой человек поступил на службу в эскадрон воздушной разведки. Вот уж где Ив, что называется, отвел душу! В училище он летал лишь на учебных самолетах, теперь же никто не мог ему запретить взмывать в небеса на настоящих истребителях — «Тигр F5E», «Хантер», «Мираж III-S». На сверх-звуковом «Мираже», между прочим, Ив налетал больше 1000 часов.
Через четыре года Росси стал инструктором летной школы, а затем помощником пилота на DC-9 и, наконец, — пилотом авиалайнера «Боинг-747».
Чувствовал ли Росси себя счастливым? Ведь он наконец-то летал, почти как птица! Но в том-то и дело, что «почти». В своих мечтах Ив парил, ощущая за спиной настоящие крылья, а не сидел в изолированной со всех сторон от воздушной стихии кабине самолета. Неужели же этим мечтам не осуществиться?
И однажды Ива осенило: а что если попытаться создать специальные крылья на реактивной тяге, которые позволят летать самостоятельно!
И вот в 2002 году Росси пришел со своим проектом в «Джет-Кэт» — немецкую компанию по производству реактивных двигателей, в том числе и для миниатюрных самолетов. Суть проекта заключалась в том, чтобы создать пластиковые крылья, которые будут крепиться к спине «летуна», и снабдить их небольшим двигателем.
Поначалу идея показалась руководителям компании бредовой, и Росси ушел ни с чем. Но вскоре он получил письмо от дирекции «Джет-Кэт», в котором сообщалось, что фирма заинтересовалась его предложением и готова рассмотреть его проект.
И началась долгая работа по созданию двигателя, который предполагалось крепить к пластиковым крыльям, надетым на спину человека. Группа разработчиков ездила по разным странам, чтобы опробовать созданные образцы в различных условиях.
В то же время конструкторы старались усовершенствовать крылья, которые казались Иву и так достаточно хорошими. Теперь они могли складываться, а их размах достигал трех метров. Такими крыльями было удобно манипулировать и благодаря им менять высоту полета, а также выполнять фигуры высшего пилотажа.
Сначала крылья многократно испытали на манекенах, и лишь через два года, 24 июня 2004 года, Ив Росси ступил на борт самолета «Пилат Р-3», который и поднял его в небо с небольшого аэродрома возле городка Ивердон в Швейцарии.
Первая и вторая попытки оказались неудачными, и Росси приземлялся на парашюте. Предстояла третья попытка. «Пилат» поднялся на высоту 4000 метров и стал нарезать круги над аэродромом. Ив сдерживал радостное нетерпение. И вот наконец раздалась команда: «Пошел!» Наступил, как говорится, момент истины. Ив шагнул в бездну.
Прежде чем раскрыть складные крылья, Росси несколько секунд парил в воздухе. Наконец, послушные воле человека-птицы крылья беззвучно раскрылись. Включились реактивные двигатели. До того, как нажать на акселератор, следовало выждать полминуты. За это время двигатели должны были стабилизироваться. И эти 30 секунд Ив наслаждался полетом, поддерживаемый мощными крыльями! Наконец-то он чувствовал себя настоящей птицей, совершенно не думая о том, что и третья попытка может оказаться неудачной.
Наконец турбореактивные движки взревели, и Росси немедленно начал набирать высоту, потом бросился в крутое пике и снова — вверх, в бездонную синь!
Полет, в основном, проходил на высоте полутора тысяч метров. И пусть он летел всего четыре минуты, преодолев за это время 25 километров, это было здорово!
- Я летел бы и дольше, — сказал потом Росси журналистам, — ведь у меня еще было полно горючего, но, к сожалению, попал в зону высокой турбулентности. Пришлось вырубить оба двигателя.
Ив сложил крылья и раскрыл парашют…
Уже потом он перелетел Ла-Манш, пролетел над Большим Каньоном и вулканом Фудзияма. Недавно Джетман нашел постоянное пристанище в городе небоскребов Дубае.
«Мое дело — просто летать, я тут совсем не главный», — рассказал корреспонденту РИА Новости Ив Росси, всемирно известный швейцарский летчик-изобретатель, на 112-м этаже самого высокого в мире здания — Бурдж-Халифа — перед его первой пресс-конференцией в Дубае.
Имя летчика-изобретателя без сомнения войдет в историю Дубая, где любят первооткрывателей. Его имя Джетман — почти как у супергероя, а его оружие — тяга к полетам.
«Если у вас есть идея, пусть даже она и кажется сумасшедшей, попробуйте воплотить ее», — говорит Джетман в видеоролике, облетевшем всю всемирную сеть.
За плечами 55-летнего Джетмана долгие годы летного училища, затем работа в гражданской авиации и воздушной разведке, после чего он погрузился в осуществление своей давней мечты — превращение человека в летательный аппарат при помощи крыла из углеводородного волокна с четырьмя реактивными двигателями. Вес крыла — 55 килограммов, размах — два метра. Это заставляет задуматься над тем, сколько физических сил и подготовки требуется, чтобы стать Джетманом.
Крыло крепится к телу намертво, и под грузом 55 килограммов Джетман, садясь в вертолет, похож на расстроенного супергероя, вынужденного идти на штрафной круг. Но это впечатление рассеивается, когда он выпрыгивает с борта вертолета, самолета или из воздушного шара, рассекает небо в разных направлениях со средней скоростью 200 километров в час (разгоняясь максимум до 300 километров в час) и плавно приземляется с помощью парашюта.
Помимо того, что крылья, изобретенные Росси, первые в своем роде, их особенностью является и полное отсутствие механизации, то есть управлять им можно, смещая центры масс, другими словами, двигая в воздухе руками, ногами и головой. С полной заправкой горючим (30 литров керосина) Джетман может парить и выполнять при этом немыслимые фигуры пилотажа около 10 минут.
Летательный аппарат с жесткими складными крыльями собственного изобретения и реактивными двигателями, предназначенными для авиамоделирования, Росси впервые испытал в 2004 году. Уже через несколько лет он перелетел через Ла-Манш, над Большим Каньоном, а также над швейцарскими Альпами в строю с двумя истребителями ВВС Швейцарии. Тяга расширить возможности человека и дать ему шанс по-настоящему летать вылилась в труд длиной 10 лет, за которые Росси один за другим разработал и перепробовал 15 прототипов крыла.
Последний известный полет был осуществлен в Японии в ноябре 2013 года. Он девять раз облетел вокруг японского вулкана Фудзияма. После этого Джетман ушел в тень, хотя по-прежнему летал и работал над крылом нового поколения. И вот на пресс-конференции в Дубае журналисты наблюдают очередной захватывающий полет Джетмана на фоне пустыни, искусственного острова Пальма и Бурдж-Халифы.
Обычный день в Дубае начинается для Росси в ранние часы, до наступления жары. После проверки оборудования он садится в вертолет и выпрыгивает из него на высоте 1800 метров. За 10 минут полета «Джетман» практикует различные маневры, например, мертвые петли, пытается улучшить свои акробатические навыки. Но главная цель — усовершенствовать сам летательный аппарат, сделать его еще более маневренным.
«Главная идея не в том, чтобы преодолевать расстояния. Самолет для этой цели гораздо более удобное средство. Идея в том, чтобы летать как птица, чтобы использовать третье измерение. Человек по природе знает лишь два измерения: вперед-назад и влево-вправо. Но тут у нас появляется нечто на спине, что позволяет двигаться также вверх и вниз. То есть человеческие возможности расширяются, обеспечивая ему свободу», — объясняет изобретатель.
Небоскреб Бурдж-Халифа, где проходит встреча с летчиком-испытателем, буквально на днях стал еще одной вехой в истории полетов Джетмана.
«Инфраструктура Дубая — превосходная, все, что казалось невозможным раньше, теперь существует здесь, и в этом мы с городом похожи. Я чувствую здесь очень правильный дух, и будущее Джетмана определенно в этом городе», — говорит Росси.
Однако причина переезда в ОАЭ кроется не только в этом. Еще задолго до встречи с публикой в Дубае в интернет попали фото, на которых Джетман впервые летает не один, а в тандеме с еще одним «человеком-птицей». Сам Росси называет его «Джетман-Джуниор», продолжателем своего дела. «Когда он впервые полетел несколько лет назад, я даже расстроился, ведь он был так хорош», — признается Росси.
Кто скрывался за уже ставшим узнаваемым оранжевым костюмом, было неизвестно, и только в Дубае Росси представил нового Джетмана общественности. Это 30-летний Винс Реффе, чемпион по скайдавингу, который уже привлек внимание общественности, когда в 2014 году прыгнул с тарзанкой с верхушки Бурдж-Халифы в тандеме с напарником, а еще раньше — прыгнув с французского пика Монблан.
Джетман-джуниор в разговоре с корреспондентом РИА Новости признается, что с момента первой примерки крыльев в 2009 году и до начала уверенных регулярных полетов прошло 5 лет упорных тренировок. Сейчас он называет крыло продолжением своего тела, с помощью которого он обретает чувство настоящего полета.
«Если вы боитесь летать на самолете, то я посоветую сделать что-то очень сложное, например, полетать в кабине самолета, во многих странах есть подобные курсы. Страшит только неизвестное. Когда ты знаешь, что на самом деле происходит, то перестаешь бояться», — советует Росси.
В его ближайших планах — тренироваться и совершенствовать технику, в том числе благодаря своему молодому помощнику, в перспективе — работать над возможностью взлетать с крыльями прямо с земли, а не при помощи вертолета или самолета, и сделать полет дольше 10 минут. Винс Реффе, рассказывая об этих планах, говорит, что тогда «Джетман» станет похожим на «Железного Человека» — персонажа комиксов, который одет в металлическую броню и при этом летает при помощи реактивного двигателя.
«Я перестану мечтать только тогда, когда почувствую себя воздухе как птица, то есть когда для полета мне не понадобится ни самолет, ни парашют. Это довольно дерзкая идея, но, с другой стороны, 20 лет назад никто не думал, что можно летать с реактивным двигателем. Когда-то люди с сумасшедшими идеями изобрели для нас машины, компьютеры и самолеты. Да, моя идея сложна в реализации, но я считаю, надо по крайней мере пытаться, изучать, исследовать, делиться своими знаниями и умениями с другими, летать выше и быстрее», — говорит Росси.
Он постоянно подчеркивает, что выполненная работа является командной, при фотографировании обязательно зовет весь персонал — летчиков, менеджеров и режиссерскую группу — сам становится в заднем ряду.
Джетман также отметил, что может совершить полет и в России. «Мы планируем поехать по всему миру и реализовать там демонстрационные полеты. Еще рано говорить о том, что мы собираемся прямо сейчас ехать в Россию, но такая мысль у нас определенно есть», — заверил он.