Когда меня приглашают посетить тот или иной отель в той или иной стране, я нередко спрашиваю: "А что есть рядом, а что есть интересного вокруг?", подразумевая, что турист поедет туда не ради ночевки в роскошной гостинице, а ради чего-то еще. Стамбульский отель Pera Palas (сегодня его полный титул Pera Palace Hotel Jumeirah), один из редких случаев, когда я мечтал попасть именно в гостиницу. Отель как destination. И скажу почему.
За тысячелетия своей истории Стамбул - Константинополь, Царьград, Новый Рим, Византий, бывшая столица четырех империй и одной республики - накопил множество достопримечательностей, украшающих сегодня крупнейший город Турции и третий по величине город в Европе: Султанский дворец Топкапы, дворец Долмабахче, собор Святой Софии, мечеть Султанахмет, Мечеть Сулеймание, Акведук Валента, Ипподром, Цистерна Базилика... Крепости и башни, храмы и дворцы, галереи и музеи - все это никогда не оставит равнодушным человека, желающего прикоснуться к истории цивилизации, к истории мировой культуры. Pera Palace - тоже полноправная достопримечательность Стамбула. И по сравнению с остальными у нее есть ценное преимущество. В этой достопримечательности можно жить.
Пера - историческое название района (сегодня он зовется Бейоглу) в европейской части Стамбула между Босфором и бухтой Золотой Рог, района, застроенного по европейскому образцу и потому изобилующему великолепными зданиями в стилях модерн, ар-нуво, неоклассицизм. Здесь в 1892 году архитектором Александром Валори был выстроен самый роскошный на тот период отель Турции - "Пера Палас" - для знати, прибывающей в Стамбул на поезде "Восточный Экспресс". В отеле была горячая вода и прочие радости цивилизации.
О прогрессивности старинной гостиницы говорит хотя бы факт, что в ней был сразу установлен электрический лифт фирмы "Шиндлер" - второй электрический лифт в Европе, после лифта на Эйфелевой башне.
Лифт до сих пор работает (а лифт в моем подъезде ломается два раза в неделю!) Просторная кабина, оформленная красным деревом и оснащенная диваном, как и 123 года назад, возносит гостей отеля на любой из пяти этажей. Словом, отель, тщательно отреставрированный под присмотром Высшего Совета Турции по сохранению культурных и природных ценностей, сегодня представляет редкое сочетание гостиницы и музея.
Гостиничная ипостась обеспечивает 5-звездочный комфорт со всеми необходимыми атрибутами, а музейная состоит из десятков, а то и сотен деталей и экспонатов, размещенных на всех этажах в специальных витринах и просто так.
Вот кассовый аппарат столетней давности и портшез - носилки с кабинкой, на которых в отель доставляли «настоящих знатных аристократов».
Так сто лет назад в Стамбуле носили VIP-гостей. Укачивало небось.
По этому телефону я хотел позвонить на родину, однако не знал, как набрать +.
Но, разумеется, Пера Палас не имел бы своей феноменальной ауры, если б не многочисленные исторические личности, гостившие здесь в разные времена. Австро-венгерский император Франц-Иосиф, король Румынии Кароль I, персидские шахи и русские цари, президент Франции Валери Жискар д’Эстен, актрисы Сара Бернар и Грета Гарбо, шпионы Мата Хари и Ким Филби, артист Александр Вертинский, поэт Иосиф Бродский, писатели Эрнест Хемингуэй и Грэм Грин, режиссер Альфред Хичкок, Лев Троцкий, Жаклин Кеннеди-Онассис...
Портреты императора Франца-Иосифа I, известному нам, благодаря бравому солдату Швейку, как "Старик Прогулкин".
Номер Франца-Иосифа. Похоже, император смотрел телепрограммы в приличном качестве.
Вот как выглядела стамбульская тусовка начала XX века.
Александр Вертинский писал: «Я сошел с парохода. В Константинополь. В эмиграцию. Поселились мы не более и не менее как в самом фешенебельном отеле Константинополя «Пера Палас», — вспоминал Александр Вертинский. — Разутюжили наши российские «кустюмчики» — знаменитый актерский «гардеробчик»... и вышли на улицу. На Гранд-рю-де-Пера, по которой уже взад и вперед прогуливалось немало наших соотечественников, приехавших раньше нас. Совсем как дома — где-нибудь в Харькове, на Сумской, — гуляли. С нашим приездом Константинополь стал очень быстро русифицироваться. На одной только Рю-де-Пера замелькали десятки вывесок: ресторанов, кабаре, магазинов, контор, учреждений, врачей, адвокатов, аптек, булочных... Все это звало, кричало, расхваливая свой товар, напоминало о счастливых днях прошлого: «Зернистая икра», «Филипповские пирожки», «Смирновская водка», «Украинский борщ».
Это цитата по публикации в журнале "Geo".
Там же, среди множества исторических фактов, приводится и эпизод, связывающий Pera Palace с историей Азербайджана:
"Александр Николаевич еще не уехал из «Пера Палас» в Румынию, когда в 1921 году на глазах у сотен зевак прямо на пороге отеля был застрелен бывший министр внутренних дел Азербайджана Бейбут хан Джеваншир. Четыре пули всадил в него участник секретной операции «Немезис» Мисак Торлакян, член Константинопольской группы дашнаков. Эрнест Хемингуэй досадовал, что по чистой случайности не стал свидетелем этого события. Молодой репортер, приехавший освещать в начале 1920-х греко-турецкую войну, долго жил в «Пера», о котором с теплотой упомянул в романе «Снега Килиманджаро»." (конец цитаты)
Особой популярностью в отеле пользуется номер 411, где всегда останавливалась королева английского детектива Агата Кристи. Проживая в "Пера Палас" месяцами, Агата Кристи написала немало новых детективов, в том числе и один из самых знаменитых своих романов - "Убийство в Восточном Экспрессе".
Многие номера в Pera Palace Hotel Jumeirah до сих пор именные. И каждый может забронировать номер-люкс короля Эдуарда VIII или люкс императора Франца-Иосифа. Или вот на фото номер имени Эрнеста Хемингуэя. Видите фото на стене?
Лишь один номер в отеле не сдается - №101 - это комнаты, где проживал основатель Турецкой республики, Мустафа Кемаль Ататюрк. В его апартаментах теперь расположен полноценный музей, в котором хранятся личные вещи Ататюрка, многочисленные фотографии, документы и подарки, сделанные "отцу турецкой нации" иностранными гостями.
Шляпа и туфли Мустафы Кемаля Ататюрка.
Очки Ататюрка.
Спальня основателя Турецкой республики.
А в этом номере останавливался человек значительно попроще - я. Номер 511 - аккурат над Агатой Кристи.
Вид из моего окна.
Мой этаж.
Богатая история в Pera Palace Hotel Jumeirah прослеживается во всем: в декоре (автор обновленного интерьера - прославленная Анушка Хемпель), в аристократических манерах служащих, в названиях. Например, в честь Агаты Кристи назван главный ресторан отеля - Agatha, где подают блюда французской, турецкой и итальянской кухни: так вы словно следуете по маршруту "Восточного Экспресса".
Orient Bar & Terrace - популярное место встречи стамбульского - так и тянет сказать константинопольского - общества.
В Kubbeli Saloon & Tea Lounge хорошо попить чай после обеда, здесь подаются многочисленные турецкие и европейские. А в Patisserie de Pera можно зайти прямо с улицы – это классическая стамбульская кондитерская, впрочем напоминающая и лучшие кондитерские Парижа.
А совсем неподалеку шумит легендарная улица Истиклаль, бурлит площадь Таксим.
Песни народов мира.
И, разумеется, "Калинка-малинка"...
Pera Palace Hotel Jumeirah оставляет восхитительное послевкусие. Покинув его, продолжаешь верить, что жил не просто в гостинице, но в гостинице с возможностями машины времени. И за окнами шумел не Истиклаль, а Рю де Пера, в соседнем номере распевался Александр Вертинский, в баре тянул бокал за бокалом Хемингуэй, на него исподлобья смотрел Хичкок с дежурной сигарой. А в номере 411 Агата Кристи торопливо выводила: "Эркюль Пуаро заказал номер с ванной. Потом подошел к конторке и спросил швейцара, нет ли для него писем. Его ждали три письма и телеграмма. Увидев телеграмму, он удивленно вскинул брови. Вот уж чего никак не ожидал. Как обычно, неторопливо и аккуратно, Пуаро развернул бланк. Четко напечатанный текст гласил:
«Неожиданно возникли осложнения, предсказанный Вами в деле Касснера, просим возвратиться»".
Источник: http://sapunov.livejournal.com/1040460.html |