Сетевая
премьера !!! Мастера живописи и их шедевры:
Поленов
Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) - русский
художник-передвижник, прославившийся своими пленэрными пейзажами, бытовыми,
историческими и религиозными картинами. В своём творческом пути живописец
органично соединил верность традициям реализма XIX века с чертами символизма и
модерна. С конца 1870-х годов искусство и сама личность В. Д. Поленова были
окружены не просто славой, а самым настоящим восторженным поклонением
художественной молодёжи. Краски картин художника казались современникам
сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Ранние
картины Поленова (как, например, «Право господина») решены в духе салонного
романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные
образы, где влияние И. Е. Репина и А. П. Боголюбова соединилось с богатым опытом
работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты
импрессионизма сочетаются в этих полотнах с задумчивой лирикой, созвучной
«пейзажу настроения» саврасовско-левитановского толка («Московский дворик»,
«Бабушкин сад», «Заросший пруд»). С годами Поленов стремится придать своей
палитре всё большую психологическую выразительность («Больная»), его
многочисленные этюды с натуры полны искренней теплоты чувства. Но это чувства
скорее созерцательные, чем драматически страстные или мистические. Поэтому серия
евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы («Христос и
грешница», «На Тивериадском озере», «Среди учителей») производит двойственное
впечатление. Считая, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка,
свойство дарить людям «счастье и радость» переходит к искусству («Иначе оно
ничего не стоит», - из письма В. М. Васнецову), Поленов стремится решить
нравственную сверхзадачу именно в религиозных образах, - которые, однако,
очаровывают отнюдь не своим этическим посланием, а живостью пейзажных и
этнографических наблюдений. Черты модерна, с его стремлением к созданию
«сверхпроизведений», синтетически объединяющих разные виды искусства, отчетливей
всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял
спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере С. И.
Мамонтова, тесно сближая принципы «живописного театра» с
музыкально-драматической фактурой пьесы. Живой интерес мастера к национальной
архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и
соборы Московского Кремля. Поленов внёс большой вклад в русский стиль внутри
модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М.
Васнецовым) и Бехове под Тарусой. После Октябрьской революции художник жил в
своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя
деревенскими театральными кружками. Учениками Поленова (в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-1895 годах) были И. И.
Левитан, К. А. и С. А. Коровины, А. Е. Архипов, А. Я.
Головин.
Автор: не указан Издательство: Москва:
Директ-Медиа. ИД «Комсомольская правда» Год: 2010 Страниц:
48 Серия или выпуск: Великие художники Язык:
русский Формат: PDF Качество: отличное Размер:
111,34 Мб
Скачать
|